МАОУ "Лицей № 5"
г. Советск Калининградская область
  • Обеспечение антитеррористической безопасности в школе

       В целях повышения эффективности работы по реализации установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций Минпросвещения России направляет методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» для руководства и использования в работе.

    В своей деятельности по обеспечению безопасности руководитель должен:

    1. Организовать и лично руководить планированием мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности обучающихся и сотрудников вверенного учреждения:

    •       руководить разработкой и внесением соответствующих дополнений, изменений разделов Паспорта безопасности образовательного учреждения; Плана профилактических работы по предотвращению террористических актов;

    •       издать приказы по организации охраны, пропускного и внутреннего режима в учреждении, организации работы по безопасному обеспечению учебного процесса образовательного учреждения на учебный год;

    •       руководить разработкой и утвердить планы проведения тренировок и учений в учреждении по ГО по эвакуации людей и имущества; проведения мероприятий на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

    •       руководить разработкой инструкций, памяток по обеспечению безопасности, противодействию терроризму, экстремизму;

    •       включить в годовые и месячные планы воспитательной работы мероприятия по проведению встреч коллективов образовательных учреждений с представителями правоохранительных органов, УФСБ, ГО и ЧС, руководством охранных предприятий, представителями органов местного самоуправления; беседы, диспуты, вечера на темы, раскрывающие сущность терроризма, экстремизма, методы организации и проведения ими своих зверских замыслов и акций; по повышению бдительности и умению распознать террористов, предупредить осуществление их замыслов.

    2. Определить порядок контроля и ответственных сотрудников за ежедневный осмотр состояния ограждений, закрепленной территории, имеющихся и строящихся (находящихся в ремонте) зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества, содержания спортивных комплексов и сооружений, конференц-залов и других аудиторий и помещений.

    3. Исключить прием на работу в образовательное учреждение в качестве обслуживающего и технического персонала для проведения ремонтов, какого-либо другого обслуживания, непроверенных и подозрительных лиц, лиц, не имеющих регистрации на проживание. Допущенных к проведению каких-либо работ, строго ограничивать сферой и территорией их деятельности. Поручать надзор и контроль за их деятельностью, выполнением ими требований установленного режима конкретным ответственным лицам из администрации образовательного учреждения.

    4. Обязать педагогов учреждения, руководителей организации, предприятия  проводить предварительную визуальную проверку мест проведения занятий с обучающимися на предмет взрыво- и другой безопасности а также рабочие места сотрудников.

    5. Все массовые мероприятия проводить после предварительного согласования вопросов обеспечения их безопасности и антитеррористической защищенности с полицией, а мероприятия, связанные с выездом, согласовывать с ГИБДД. Для охраны детей в период выездных мероприятий обязательно привлекать сотрудников полиции,  организовывать и поддерживать мобильную связь с каждой такой группой.

     6. Для принятия мер по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности при проведении общешкольных мероприятий, руководствоваться паспортом безопасности. Лично проводить инструктажи должностных лиц, ответственных за закрепленные участки деятельности, лиц, обеспечивающих мероприятие, в  т. ч. принимающих непосредственное участие в этом мероприятии родителей.

    7. Усилить укрепленность въездов на территорию (воротами, шлагбаумами, противотаранными средствами), входов в здания и помещения, укрепить окна первых этажей металлическими решетками с обязательным оборудованием не менее чем одного окна на комнату распашной решеткой, закрывающейся замок изнутри. Ключи от таких решеток хранить в помещениях в футляре в опечатанном виде.

    8. Запретить несанкционированный въезд, размещение автотранспорта на территории образовательных учреждений, территории школы.

    9. Исключить пользование территорией в каких либо целях (коммерческой, хозяйственной, для выгула животных, организации время препровождения и распития спиртных напитков) круглосуточно.

    10. Установить и содержать постоянно жесткий пропускной режим в образовательное учреждение, особое внимание уделить исключению несанкционированного доступа лиц через хозяйственные входы. Для оказания помощи в проведении контроля за массовым входом и выходом обучающихся и сотрудников учреждения, назначать в помощь охране дежурных педагогических работников. С началом занятий (по решению руководителя, в зависимости от вида, образовательного учреждения) необходимо содержать входы закрытыми на устройство (засов, ограничитель открывания двери - цепочку или дублирующую дверь, закрывающуюся решетку).

    Диалог с посетителями, в т.ч. лицами, прибывшими для проверки, начинать с проверки наличия у них документов, удостоверяющих личность, и предписания на право проверки. Допуск производить после соответствующего разрешения должностного лица, имеющего на это полномочия (определенного приказом по образовательному учреждению). Не разрешать посетителям бесконтрольно обходить учреждение, оставлять какие-либо принесенные с собой вещи и предметы.

    11. Все запасные выходы содержать в исправном состоянии, закрытыми. Определить ответственных за их содержание и порядок хранения ключей, на случай экстренной необходимости эвакуации людей и имущества.

    12.Иметь систему звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов и соответствующих команд, систему аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.

    13. Определить порядок, периодичность проверок, ответственных лиц за исправное содержание противопожарных средств.

    В приказе по учреждению назначить нештатную пожарную группу из подготовленных сотрудников для ликвидации возгораний и борьбы с пожаром до прибытия пожарных команд, группу лиц, обеспечивающих организованную эвакуацию обучающихся и сотрудников.

    14. Ежедневно контролировать состояние охраны, требовать надлежащего выполнения ими охранных функций согласно договорным обязательствам.

     15.Четко определить порядок посещения образовательного учреждения родителями, порядок сопровождения и места ожидания, встречи детей; порядок допуска детей, задержавшихся по каким-либо причинам.

     16. Оборудовать и содержать в местах широкого доступа обучающихся и родителей наглядную агитацию по недопущению правонарушений и ответственности за ложные сообщения об угрозах террористических актов ("телефонный терроризм").

     17. Организовать и постоянно поддерживать взаимодействие с правоохранительными органами, ОВД районов, ГО и ЧС, органами местного самоуправления.

    ПАМЯТКА

    гражданам об их действиях

    при установлении уровней террористической опасности

                     В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта могут устанавливаться уровни террористической опасности.
                     Уровень террористической опасности устанавливается решением председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации[1], которое подлежит незамедлительному обнародованию в средства массовой информации.

    Приказ об усилении антитеррористической безопаcности

    Приказ о назначении ответственного лица за проведение мероприятий по противодействию терроризма и экстремизма

    Программа "Противодействие экстремизму и профилактика терроризма"

    Видеоматериалы

    ПАМЯТКА "Алгоритм действий при террористических атаках"

    Памятка, как действовать детям при обнаружении взрывчатки на входе или при попытке ее пронести на территорию

    Действия учащегося при срабатывании взрывного устройства, в том числе доставленного БПЛА

    Действия учащихся при нападении с использованием горючих жидкостей

    Памятка, как действовать обучающимся при стрельбе на территории

    Памятка, как действовать ребенку при взрывчатке в здании

    Памятка, как действовать ребенку при захвате заложников

    Памятка, как действовать ребенку при стрельбе в здании

    Памятка, как действовать охраннику при стрельбе в здании

    Памятка, как действовать охраннику при стрельбе на территории

    Памятка, как действовать работнику при стрельбе в здании

    Памятка, как действовать работникам детского сада и школы при стрельбе на территории

    Действия руководителя при нападении с использованием горючих жидкостей

    Действия руководства при срабатывании взрывного устройства, в том числе доставленного БПЛА

    Памятка, как действовать руководителю детского сада и школы и его заместителям при обнаружении взрывчатки

    Памятка, как действовать руководителю при стрельбе в здании

    Памятка, как действовать руководителю детского сада и школы и его заместителям при стрельбе на территории

    Памятка, как действовать руководству ОО при взрывчатке в здании

    Памятка, как действовать руководству ОО при захвате заложников

    Повышенный «СИНИЙ» уровень
    устанавливается при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта

           При установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется:
    1. При нахождении на улице, в местах массового пребывания людей, общественном транспорте обращать внимание на:
    - внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой - то посторонний предмет);
    - странности в поведении окружающих (проявление нервозности, напряженного состояния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов);
    - брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, из которых могут быть видны электрические провода, электрические приборы и т.п.).

    2. Обо всех подозрительных ситуациях незамедлительно сообщать сотрудникам правоохранительных органов.
    3. Оказывать содействие правоохранительным органам.
    4. Относиться с пониманием и терпением к повышенному вниманию правоохранительных органов.
    5. Не принимать от незнакомых людей свертки, коробки, сумки, рюкзаки, чемоданы и другие сомнительные предметы даже на временное хранение, а также для транспортировки. При обнаружении подозрительных предметов не приближаться к ним, не трогать, не вскрывать и не передвигать.
    6. Разъяснить в семье пожилым людям и детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для их жизни.
    7. Быть в курсе происходящих событий (следить за новостями по телевидению, радио, сети «Интернет»).

    Высокий «ЖЕЛТЫЙ» уровень
    устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта

           Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется:
    1. Воздержаться, по возможности, от посещения мест массового пребывания людей.
    2. При нахождении на улице (в общественном транспорте) иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Предоставлять их для проверки по первому требованию сотрудников правоохранительных органов.
    3. При нахождении в общественных зданиях (торговых центрах, вокзалах, аэропортах и т.п.) обращать внимание на расположение запасных выходов и указателей путей эвакуации при пожаре.
    4. Обращать внимание на появление незнакомых людей и автомобилей на прилегающих к жилым домам территориях.
    5. Воздержаться от передвижения с крупногабаритными сумками, рюкзаками, чемоданами.
    6. Обсудить в семье план действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации:
    - определить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;
    - удостовериться, что у всех членов семьи есть номера телефонов других членов семьи, родственников и экстренных служб.

    Критический «КРАСНЫЙ» уровень
    устанавливается при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта

        Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» и «желтого» уровней террористической опасности, рекомендуется:
    1. Организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, подъезды, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку ящиков и мешков.
    2. Отказаться от посещения мест массового пребывания людей, отложить поездки по территории, на которой установлен уровень террористической опасности, ограничить время пребывания детей на улице.
    3. Подготовиться к возможной эвакуации:

    - подготовить набор предметов первой необходимости, деньги и документы;

    - подготовить запас медицинских средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи;
    - заготовить трехдневный запас воды и предметов питания для членов семьи.
    4. Оказавшись вблизи или в месте проведения террористического акта, следует как можно скорее покинуть его без паники, избегать проявлений любопытства, при выходе из эпицентра постараться помочь пострадавшим покинуть опасную зону, не подбирать предметы и вещи, не проводить видео и фотосъемку.

    5. Держать постоянно включенными телевизор, радиоприемник или радиоточку.

    6. Не допускать распространения непроверенной информации о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

    Внимание!

        В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут использоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки. 

        Объясните это вашим детям, родным и знакомым. 

       Не будьте равнодушными, ваши своевременные действия могут помочь предотвратить террористический акт и сохранить жизни окружающих.

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ http://nac.gov.ru/uchebno-metodicheskie-materialy.html

    Действия при подозрении на вероятность теракта

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie